Речевая деятельность |
Слушание |
Говорение |
Чтение |
Письмо |
В разделе объявлений: 3
Показано объявлений: 1-3
Показано объявлений: 1-3
Речевая деятельность — использование языка в речи. Речевая деятельность имеет два противоположных направления:
Поскольку речь существует в письменной и устной форме, для ее восприятия мы используем слуховой или зрительный канал восприятия, то есть чужую речь мы либо слушаем, либо читаем, а для создания собственного высказывания мы применяем письмо и говорение. Для успешного понимания чужих и создания собственных высказываний необходимо овладеть такими видами речевой деятельности, как
Каждый из них имеет свои особенности. У каждого есть свои критерии качества. Для каждого разработаны методики формирования и развития.
|
Чтение — это процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи. Основная цель чтения — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания. Виды чтения Просмотровое чтение — получение при первичном ознакомлении с новым текстом самого общего представления о нём, о его теме, о круге рассматриваемых вопросов; прогнозирование общего содержания текста. Для получения такой информации иногда бывает достаточно познакомиться с оглавлением книги, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы, предложения, графически выделенные в тексте ключевые слова и т.п. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п., чтобы понять в самых общих чертах, О ЧЁМ данный текст, а не ЧТО ИМЕННО сообщается по тому или иному вопросу. Ознакомительное чтение — извлечение основной информации из текста. В отличие от просмотрового, при ознакомительном чтении уже возникает вопрос не только о чём этот текст, но и что именно говорится в нём по тому или иному вопросу. Таким образом, нужно выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно сообщается по данной проблеме. Степень полноты понимания при ознакомительном чтении — не менее 70% содержащихся в тексте фактов, при условии, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Таким образом, понимание основной информации должно быть точным, а второстепенной — по крайней мере, неискажённым. Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость — не менее 120 слов в минуту. Изучающее чтение — максимально полное, точное и адекватное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Данный вид чтения используется тогда, когда нужно понять текст до мельчайших подробностей. Объектом изучения пир этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Это тщательное, внимательное прочтение текста, который нужно осмыслить и запомнить на длительное время. Именно таким образом мы читаем то, что содержит жизненно важную информацию: письма, инструкции, учебные и научные материалы и т.д. Изучающее чтение часто сопровождается разными видами фиксирования информации на письме в виде планов, конспектов, логико-смысловых схем текста (например, схем, таблиц, зрительных опор, включающих элементы рисунка, символы) и т.п. Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость — не ниже 50—60 слов в минуту. Поисковое чтение — быстрое нахождение в тексте конкретных данных (слов, дат, цифровых показателей, тех или иных фактов, характеристик и т.д.). Подобные сведения читающий ищет, опираясь на представление о том, в каком месте текста может находиться эта информация и как она может быть графически представлена. Данный вид чтения лежит, например, в основе работы со справочной литературой, в том числе и с лингвистическими словарями разных видов. Кроме указанных, выделяются разновидности каждого вида чтения. Реферативное чтение — это разновидность изучающего чтения, при котором информационно-смысловой анализ содержания текста происходит с установкой на последующую передачу его в форме резюме, аннотации или реферата. |
Аудирование (от лат. audiare — «слышать») — это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования (слушания) — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания. Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать речь собеседника, особенно если он не задевает их интересов. Исследования показывают, что умение сосредоточенно и выдержанно выслушать человека, вникнуть в суть того, о чём он говорит, обладают не более 10% людей. «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится», — писал Даниил Гранин в романе «Картина». Между тем умение слушать — это элемент речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь, а также важнейшее условие для получения образования и успешного овладения основами наук. Виды аудирования Выборочное аудирование — выделение в речевом потоке необходимой или интересующей информации. Это могут быть конкретные данные (даты, числа, собственные имена, географические названия и т.п.) или же более развёрнутые сведения в виде аргументов, примеров, деталей, оценочных суждений. Ненужная информация при этом игнорируется. Ознакомительное аудирование — извлечение основной информации текста. Он прослушивается для того, чтобы выделить и закрепить в памяти наиболее важные сведения аудиотекста, определить его тему, основную мысль и отделить существенную информацию от несущественной. Детальное аудирование — это полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второстепенных фактов, содержащихся в ней. При детальном аудировании предполагается способность слушающего воспроизвести исходный аудиотекст в виде устного пересказа или письменного изложения. При этом передложение содержания может быть подробным или сжатым, полным или выборочным. Аудирование — очень трудный вид речевой деятельности. Он требует от человека серьёзного умственного напряжения, большой концентрации внимания. Специалисты выделяют несколько причин неглубокого и неадекватного понимания звучащей речи:
|